«Про нескінченність» – крайний фильм культового шведского режиссера Роя Андерсона. Как всегда – прекрасно. По стилистике всё, как и в каждом из фильмов Андерсона после его возвращения в кино. Для тех, кто не следит за творчеством данного автора проведу небольшой ликбез.
Рой Андерсон начинал ещё в 70-х, но после провала второй полнометражной работы «Гилиап» в 1975, шведский режиссер ушёл из кино на долгие 25 лет и вернулся в 2000-м с картиной «Песни со второго этажа». Именно в начале 21-го века в Каннах зрители смогли лицезреть его незабываемый и узнаваемый теперь уже с первого кадра стиль.
Что за стиль? Андерсон предпочитает использовать статичную камеру при съемке всех сцен в своих фильмах. Он использует непрофессиональных актеров. В фильме нет привычной линейности сюжета. Истории в фильмах рассказываются посредством, если позволите, скетчей, с одним или несколькими сквозными персонажами. Все сцены, включая сцены в экстерьере, сняты исключительно в помещении. Эти сцены часто отсылают зрителя к классическим произведениям живописи. Например, в «О бесконечности» уже на постере была некая интерпретация картины Марка Шагала «Влюбленные».
Чем же данный фильм отличается от предшественников? История другая, идея другая, подача немного другая – любителям этого режиссера уже будет достаточно, чтобы решиться на просмотр. Перед зрителем будто постает уже знакомая и привычная картинка, но одновременно эта самая картинка непохожа больше ни на что. А если конкретней… Начнём с того, что «О бесконечности» самый короткий из фильмов Андерсона – 1 час 16 минут с титрами. Второе – куда более яркая картинка, у актеров не привычных бледных «Андерсонских» масок. Третье – это явно самый добрый фильм из некой тетралогии. Рой Андерсон будто решил воздать всё добро за три вполне себе грустных и местами даже злых фильма до этого. Несмотря на то, что для главной сквозной истории режиссер всё же выбрал ситуацию не из весёлых.
Что по идее? То каждый скетч несёт в себе определенный смысл. А вот какая именно мысль автора эти скетчи объединяет сказать не то чтобы сложно, но немного опасно. На обсуждении после фильма зрители предложили несколько версий, которые довольно-таки неплохо ложатся на фильм. Но переубедить меня всё же никому не удалось. Как по мне, фильм, он о желании человека остаться в бесконечности времени, и о невозможности исполнения этого желания. Автор словно говорит нам (ну или по крайней мере мне), наслаждайтесь мигом, чем-то мимолетным и красивым, особенно наслаждаетесь мигом любви. Оставьте бесконечность истории, а она уже сама решит, что в этой бесконечности оставить.
Как по мне, несмотря на то что «О бесконечности» пока что последний фильм Роя Андерсона, с него очень хорошо начинать знакомство с этим шведским художником. Всего за час с небольшим вы сможете для себя решить, нравится вам кино подобного рода или нет. Ну и опять же, лично я считаю, что этот фильм один из самых простых по смысловой нагрузке у Андерсона, те же «Песни со второго этажа» расшифровывать придется дольше, и это может оттолкнуть от знакомства с другими «статичными» картинами от культового шведа. Ну а фанаты творчества Роя Андерсона уже отметили в календаре день премьеры и с нетерпеньем ждут.
P.S. Спасибо 3-й Киевской неделе критики за возможность одним из первых увидеть «Про нескінченність».