25 октября в рамках Киевской недели кинокритики был представлен дебютный фильм Наримана Алиева «Додому».
Скорее всего, сюжет фильма вам уже известен. Но для тех, кто не в курсе – повторю. Фильм рассказывает историю, как Мустафа (роль которого сыграл Ахтем Сейтаблаев) вместе со своим младшим сыном Алимом (Ремзи Билялов) перевозят тело погибшего на войне первенца из Киева на родину в Крым.
Возможно я много на себя беру, но осмелюсь поделить фильм на две части. До инцидента на границе с Крымом и после. Почему? У меня сложилось ощущение, что эти два отрезка картины сотканы разными людьми. Уж больно по-разному они седланы как с точки зрения режиссуры, так и драматургии. После показа «Додому» продюсер фильма Владимир Яценко сказал, что фильм снимался в хронологическом порядке относительно сюжета. То есть вся съемочная команда проделала тот же путь, что и герои за время съемок. И, наверное, авторский цех, за это время сам поднабрался опыта, потому что за последние минут 40-50 фильм показал высокий уровень качества с точки зрения авторского европейского кино, а вот в начало стоит бросить пару камешков.
Первое что не понравилось, это сама экспозиция и завязка конфликта между отцом и сыном. Мустафа хочет, чтобы Алим остался на родине после похорон брата, в свое время Алим мечтает о жить и учиться в Киеве. Всё бы ничего, но этот конфликт состоится только в диалогах, диалогах настолько прямых, что вера в то, что перед на экране настоящие люди, а не персонажи какого-то там фильма резко пропадает. Второй условный минус стоит поставить исполнителю роли Алима. Да, это непрофессиональный актер, но можно было его заставить сыграть хоть одну эмоцию. Его игра, что во время споров с отцом, что при виде мертвого брата, что при общении с девушкой, что во время драки – одинакова. Я конечно не знаю, возможно это была творческая цель сделать одного из главных персонажей абсолютно отрешенным, но если это так, то зачем? Третье – эпизод с женой погибшего Назима. Он длится несколько минут лишь с целью проговорить мотивацию Мустафы, его недовольство выбором сына себе спутницы и о том, что татары и украинцы очень разные. После этого эпизода есть ещё пару сцен где Алим разговаривает с женой Назима, в которых снова проговаривается тоже самое.
Теперь к хорошему. Ахтем Сеитаблаев отлично сыграл роль Мустафы. Как ни крути, опытный актёр, есть опытный актёр. Фильм очень детальный. Традиции крымско-татарского народа переданы прекрасно. Проблемы связаны с дорогой и персонажи, которые встречаются главным героям по пути показаны более чем достоверно. Ну и последняя треть фильма — это просто качественная работа на всех уровнях. Тяжело объяснить без спойлеров, поэтому просто поверьте на слово.
Итог. «Додому» благодаря последнему получасу фильма смог заставить меня аплодировать. Так уж работает наш мозг. В основном запоминает последнее из происходящего в жизни. Но если разобрать эту картину более детально, то всё становится не так радужно. И всё же, не смотря на все изъяны этого фильма – это один из лучших украинских фильмов на данный момент. Это одна из немногих картин, в которой европейские критики видят перспективу не только украинского, но и всего восточноевропейского кино.